После Семилетней Войны в 1763 году ручные гранаты в русской армии упразднили, но царская администрация не спешила изъять гренадерские полки и роты из состава русских вооруженных сил. Конные гренадерские полки преобразовали в карабинерные. К тому же в пехотных полках первую, головную, роту каждого батальона велено было называть гренадерской. Очевидно, что никто не собирался учить этих солдат начинять, зажигать и бросать ручные гранаты, а они сами ничем не отличались от остальных пехотинцев. Но звание "гренадеры" было дано им как почетное, обозначающее лучших, отборных солдат в каждом полку. Ведь когда-то гренадеры действительно были такими: рослые и сильные, не зная страха, они выбегали вперед, под выстрелы противника, чтобы зажечь и бросить гранаты. В качестве напоминания об этих днях новым гренадерам вместо обычных треугольных шляп дали прежние гренадерские шапки - кожаные колпаки с металлическими налобниками. Вскоре гренадеры как штурмовая, ударная пехота на деле доказали свою верность традициям предшественников. В первой же войне, последовавшей после Семилетней, в столкновениях с турками солдаты и офицеры Первого гренадерского полка проявили массовый героизм, столь характерный для русской армии во все времена.
Произошло это в 1770 году, в сражении под Кагулом. Как известно, Румянцев применил здесь расчлененный боевой порядок. В 1778 году лейб-гренадерам разрешили носить белые гвардейские штиблеты (в отличие от черных, армейских), а также первым из всех полков русской армии присвоили аксельбанты: офицерам - золотые, солдатам - из желтого гаруса. В 1802 году эти аксельбанты были заменены особыми петлицами из белой тесьмы на воротниках и обшлагах мундиров. В 1763 году гренадеры вместе со всей русской пехотой получили кафтаны нового образца с красным воротником и лацканами, украшенными пуговицами. Этот наряд по-прежнему дополняли красные суконные штаны и камзол. Гренадерская шапка теперь достигала в высоту примерно 24 см, имела медную бляху спереди, верх из красного, низ - из зеленого сукна с медными "гренадами".
С кафтанами, камзолами и штанами нижние чины носили амуницию: портупею для шпаги и перевязь с патронной сумой, обе из яловой кожи. Портупея имела ширину около 5 см, перевязь - около 10 см. Согласно правилам службы амуницию полагалось регулярно "белить". Это была довольно долгая и сложная операция. Сначала ремни отмывали от старой побелки и тщательно выскабливали ножом. Затем наносили на их поверхность свежезаваренный клей и сверху посылали натертым мелом. Обмакивая палец в клей, мел растирали по ремням ровным слоем. После этого портупею и перевязь высушивали насухо и полировали костяной палочкой (свиным зубком). Обер-офицеры в строю имели фузею, шарф из черного и желтого шелка и знак: у обер-офицеров - весь серебряный с золотой арматурой, у штаб-офицеров - весь вызолоченный. Кроме того, из оружия они носили еще и шпагу с золотым темляком и на лосинной портупее. В строю она надевалась на камзол, вне строя - под камзол. С 1764 года офицерам пехотных полков было разрешено шить себе длинные сюртуки из зеленого сукна с красным воротником и обшлагами. Иногда их подбивали мехом и носили поверх кафтана.