Бомбардиры


Слово "бомбардир" (от немецкого "Bombardier") ввел в русский язык Петр 1 в конце XVII века. Он дал такое название артиллеристам "потешных" войск. Первая бомбардирская рота была сформирована в 1697 году. Она входила в состав Преображенского полка и служила школой офицеров-артиллеристов. Впоследствии в русской армии бомбардирами называли рядовых солдат, обслуживавших бомбардирские орудия: мортиры, гаубицы, единороги - то есть те, которые стреляли бомбами. Перед Великой Октябрьской социалистической революцией звание бомбардиров присваивали в артиллерии лучшим солдатам-канонирам, oно приравнивалось к ефрейторскому. Бомбардиры получали увеличенное жалованье и носили на погонах отличие - поперечную полоску из тесьмы. Слово "канонир" появилось в русском языке в начале XVIII века как заимствование из французского("canonnier") и немецкого ("Kanonier" - пушкарь). Канонирами называли солдат регулярной артиллерии, созданной Петром. Канониры входили в состав орудийной прислуги и несли разнообразные обязанности по уходу и сбережению артиллерийских орудий, их подготовке к стрельбе, перемещению при смене позиций и т. п. В отличие от бомбардиров, обслуживавших мортиры, а затем гаубицы и единороги, канониры обслуживали только пушки. В настоящее время воинское звание "канонир" для солдат-артиллеристов сохраняется в армиях некоторых государств. Ясным и погожим днем 30 мая1683 года над Москвой раскатился гром пушечных выстрелов с Воробьевых гор, где был произведен артиллерийский салют в честь дня рождения юного русского царя - одиннадцатилетнего Петра.

Именинник впервые наблюдал за работой артиллерийской прислуги. До того у него были только игрушечные пушки, а теперь он увидел, как действуют настоящие орудия, и был так поражен и восхищен этим зрелищем, что сам захотел научиться "пушкарскому делу". По его приказу из арсенала в Преображенское вскоре доставили 16 пушек. Почему Петр заинтересовался артиллерией? Ведь изучал же он "солдатское дело", маршируя со сверстниками по плацу, под барабан, с фузеей на плече! Казалось бы, этого было вполне достаточно, чтобы удовлетворить воинственные наклонности подростка. Но для Петра, одержимого жаждой знаний, артиллерия была синонимом науки. Привлекали будущего императора арифметика, геометрия, черчение, фортификация, химия, баллистика, металловедение. В его тетрадях сохранились записи с расчетами дальности полета бомб и их траектории, рассуждения о составе пороха и его компонентах. В 1685 году для Петра построили "потешный" городок-крепость Прессбург. Артиллерия играла там первую роль: были возведены настоящие бастионы с орудиями, а в самом городке имелся склад артиллерийских припасов и лаборатория, где царь самолично начинял бомбы для стрельбы из мортир. Видимо, ему нравилось это занятие, и он стал называть себя бомбардиром. Это звучное слово было не похоже на прозаические русские названия артиллеристов: "пушкари", "затинщики", "воротники"... Русская артиллерия к концу XVII века имела славную и богатую историю. О том, что русские делают отличные пушки и умело обращаются с ними в бою, было известно еще в XVI столетии. Посол английской королевы в Москве Флетчер в 1588 году писал: "Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все отлитые из меди и весьма красивые..." Однако пушкарская служба, несмотря на довольно высокие оклады жалованья, не считалась у русских воинов делом очень почетным. Артиллерийская служба требовала слишком больших знаний и навыков, а возможности быстро выдвинуться не давала. Возможно, Петр, желая поднять престиж артиллерии, и придумал пушкарям новое наименование - "бомбардир" и приближенных своих тоже называл бомбардирами. В бомбардиры он переводил наиболее способных к учению, наиболее достойных из первых фузилеров. Существует список "бомбардиров II статьи" того времени. Есть в этом списке и фамилия Александра Меншикова, будущего полководца и государственного деятеля. В эти годы бомбардиры еще небыли ни воинской частью, ни артиллерийской командой, а скорее составляли походный двор молодого царя. Они не только занимались вместе с ним артиллерийскими упражнениями, но и заботились о пропитании Петра, его квартире, одежде, снаряжении, вместе с ним совершали учебные походы и далекие путешествия, например в Архангельск, по Белому морю.

Боевое крещение бомбардиры приняли в первом Азовском походе, у стен турецкой крепости, в осаде которой они участвовали. Петр сам начинял гранаты и стрелял из орудий в течение двух недель, а потом записал, что он "зачал служить с первого Азовского походу бомбардиром". После взятия Азова в 1696 году и возвращения армии в Москву из бомбардиров была сформирована рота. Роту приказано было числить по Преображенскому полку и считать старшей. Многие из бомбардиров в числе волонтеров Великого посольства вместе с Петром отправились за границу учиться. Объявление войны Швеции летом 1700 года вновь собрало бомбардиров под боевые знамена. Теперь уже Петр принял на себя звание капитана бомбардирской роты и сохранял его за собой до самой своей смерти.

Для обучения артиллеристов в этот период было издано несколько книг. Первый русский бомбардир Петр сам написал книгу "Руководство для употребления артиллерии". В этих изданиях бомбардиры могли найти подробное описание материальной, части артиллерии, таблицы стрельбы, изложение ее теории ("дабы ядро, из пушки силою пороха изгнанное, с представленной целью учинило прямую линию"), правила геометрии и тригонометрии ("способ измерения высоты недоступного предмета и расстояния до оного"), а также практические наставления: как делать порох, как стрелять из пушки по мишеням, как установить орудие в поле против неприятеля... и т. д. и т. п. Четко разработанных правил для действия орудийной прислуги при стрельбе тогда не существовало. Но по описаниям в исторических источниках основные операции заключались в следующем: после очередного выстрела ствол орудия прочищали банником; затем при помощи шуфлы, имеющей вид совка, вкладывали в него картуз с пороховым зарядом; затем пыж из сена или лыка, деревянную пробку, еще один пыж и наконец ядро. Пробойником заряд и снаряд "забивали": "Вперед порох не гораздо сильно и не слабо, потому что от слабого битья ядру силы мало будет, а от тугого прижмется порох, что не сможет запалиться". После этого протравником, через запал орудия, протыкали картуз и засыпали в запал затравочный порох. Огонь сообщался заряду через запал при помощи фитиля (его также называли и "жагрой"). На случай непогоды имелись специальные палительные свечи. Умелые и слаженные действия орудийной прислуги, теоретическая и практическая подготовка офицеров определяли успех артиллерии на поле боя. О том, какую значительную роль могла она сыграть в сражении, свидетельствует Полтавская битва. Всего в Полтавской битве шведская армия потеряла более 9 тысяч человек убитыми. Эти потери являются весьма значительными для войн того времени и лучше всего говорят о поистине сокрушительном действии русской артиллерии. Бомбардирская рота в конце декабря 1709 года прибыла в Москву для участия в военном параде в честь победы под Полтавой. Здесь бомбардиры отличились, устроив грандиозный фейерверк. Весь январь 1710 года в обеих столицах - Москве и Санкт- Петербурге - шли пиры, празднества, на родные гулянья. Гремели артиллерийские салюты, взлетали в небо и рассыпались разноцветные огня ракет…

Обмундирование солдат и офицеров артиллерийского полка с 1712 года состояло из красного кафтана с обшлагами, оторочкой петель и подкладкой синими, из красных штанов и камзола, синих или синих с белыми полосками чулок, синей епанчи. Бомбардиры в артиллерии носили гвардейские гренадерские шапки, только без заднего козырька и перьев, а канониры и артиллерийские фузилеры - шляпы или картузы, как в армейской пехоте. В1720 г. к кафтанам был прибавлен воротник синего цвета и была изменена форма кафтанных клапанов - она стала такой же, как в пехоте. Офицерам в отличие от рядовых полагались золотые галуны, пуговицы, белые перчатки, белые галстуки и белые чулки. Вооружение бомбардиров заключалось в пехотной шпаге, пистолете и медной ручной мортирце. Амуниция - в лосинной портупее, лядунке и гренадной суме с перевязью.