Эспантон, протазан, алебарда собственно являются старинным оружием древкового типа. Эспантон и протазан оружие колющее, а алебарда колюще-рубящее. К концу XVII века с развитием огнестрельного оружия все они уже безнадежно устарели. Трудно сказать, чем руководствовался Петр I, вводя на вооружение унтер-офицеров и офицеров пехоты вновь создаваемой Русской Армии эти древности, вероятнее всего по образцу западных армий. Как оружие они не играли никакой роли, но сыграли свою роль в качестве определителя чинов, наряду с офицерским шарфом и горжетом. Вероятно также, что они использовались и для подачи сигналов (команд) в строю. В 1700 году протазаны были введены на вооружение обер-офицеров фузилерных рот и всех штаб-офицеров пехотных полков, а алебарды на вооружение унтер-офицеров пехотных полков. Ни в артиллерии, ни в кавалерии этого оружия не было вовсе. На рисунке показана верхняя часть офицерского протазана образца 1700 года, правее сержант с алебардой обр.1700 г. и офицер с протазаном.
Очевидно, что алебарды и протазаны являлись ориентиром в строю, обозначая место унтер-офицера и офицера. Несомненно, что в строю это декоративное оружие играло и практическую роль, но для боевых условий не годилось, сокращая число военнослужащих, могущих вести огонь. В 1711 году император Петр I оставляет алебарды только сержантам, а остальные унтер-офицеры вооружаются ружьями. Тогда же Петр повелел пехотным офицерам иметь протазаны только в мирное время в строю, а в военное по необходимости. Однако к 1719-1720 году алебарды и протазаны становятся весьма точным определителем чинов. Унтер-офицеры получают алебарды различной формы в зависимости от чина, а офицерские чины определяются по цвету кистей протазана.
Императрица Анна Иоанновна отрицательно относилась к этому парадно-декоративному оружию и с января 1730 года алебарды оставляются только мушкетерским сержантам и фурьерам, а протазаны только мушкетерским офицерам. В 1731 году протазаны заменяются эспантонами, кисти которых для штаб-офицеров были золотые с серебром, а обер-офицеров шелковые одного цвета. Т.е. эспантоны начинают терять роль определителя чинов офицеров. В 1732 году алебарды для фурьеров и сержантов становятся едиными, а офицерам велено эспантоны заменить ружьями. Но уже в 1734 году унтер-офицерские алебарды отменяются вовсе. В период правления Екатерины II под влиянием умного и толкового полководца князя Потемкина эспантоны, казалось, уходят в историю. Все они отменяются в гвардии и армии вообще, но Павел I возвращает алебарды и эспантоны (уже нового образца). После его смерти это оружие все реже появляется в пехотном строю и то, только в мирное время, а в 1807 году навсегда отменяются.