На пути кавалергардов встает Павел, и не столько даже самих кавалергардов, сколько их полустроевой, развинченной, развенчанной манеры держаться в строю.
Сапоги с раструбами меряют шаги в Царскосельском дворце. Позванивают серебряные шпоры, белеют штибель-манжеты. Все иначе. Форма, строй, сам стиль. И странное дело: теперь, на закате восемнадцатого века, отдалившись временем от крестовых походов, можно увидеть какую-то странную форму. Кто же они, эти гвардейцы времен кардинала Мазарини? И почему у них на груди, на красно-серебряных колетах, белые мальтийские кресты?
Наверно, прежде всего стоит взглянуть на того, кого охраняют эти солдаты - Павла I. Мундир, сапоги с "бутылками" до самых колен. Трость, шпага, пояс. Откинутые небрежно назад, за плечо, витые шнуры аксельбантов.
Муаровая лента через плечо, а под ней полуприкрыт все тот же мальтийский крест. Большой, нагрудный, на цепочке. А слева на груди еще другой, поменьше. Мальтийский раздвоенный крест проскальзывает даже на штандарт кавалергардского корпуса.
Однако это лишь начало. Павел ретиво раздает командорские и кавалерские кресты. Составляет себе мальтийский двор и даже заказывает для лакеев мальтийскую ливрею. Обряжение русских в мальтийцев идет полным ходом. Сам Павел уже не ограничивается ношением мальтийских орденов. Поверх мундира преображенца он надевает на себя далматик из пунцового бархата, шитый жемчугом, а поверх - широкое одеяние из черного бархата. С правого плеча спускается широкий шелковый позумент, называемый "страстями". Павел иногда даже надевает венец мальтийского гроссмейстера.
Русские офицеры начинают носить мальтийскую кокарду и опоясываться мечом, вспоминая времена рыцарей средних веков. Отчего же все это? Оказывается, Павел под влиянием западных эмигрантов (рекой устремившихся в те годы в Россию) увлекся идеями Мальтийского ордена и даже стал с разрешения папы Пия VI Великим магистром этого ордена. И если художник Шварц еще изображал Павла в военном мундире перед строем кавалергардского караула, на полотнах Боровиковского Павел осенен мальтийскими крестами и облачен в мальтийские одежды. В гвардейской кавалерии новый Кавалергардский корпус, сформированный в ноябре 1796 г., получил обмундирование и вооружение по установленным Павлом I образцам для кирасирских полков. Рядовые кавалергарды имели: колет из белой кирзы с воротником и обшлагами из красного сукна, с обшивкой по борту и низу трехполосной тесьмой (серебряная полоска в центре и две красные по краям), с серебряным галуном на воротнике и обшлагах; камзол из красного сукна с такой же обшивкой, как на колете; шляпу с кисточками; крышку ташки красную суконную с серебряным гладким галуном по краям и с белой звездой посредине по образцу звезд на ташках обоих лейб-Ки-расирских полков; кушак красный; палаш с посеребренным эфесом, стальными ножнами и темляком из черного шелка, с серебряной кистью. Кисти унтер-офицерских шляп и темляков были из черного и оранжевого шелка, а верхушка султана - из черных и оранжевых перьев. Офицеры в отличие от нижних чинов носили колеты с широким зубчатым, а камзолы с узким гладким серебряным галуном. При парадной форме все строевые чины надевали черные супервесты с белыми зубчатыми наплечниками и красной обшивкой. Лейб-гвардии Конный полк в царствование императора Павла I имел обмундирование, вооружение и конный убор по образцу кирасирских полков. Лейб-гусары с 1797 г. носили обмундирование (парадное и повседневное) по покрою, установленному армейским гусарам. На парадной форме офицеров шнурки, галуны и пуговицы были серебряные, султаны, как у гусарских генералов, а вместо ментиков офицеры могли носить барсы, т.е. мех, подбитый красным ратином и обшитый вокруг серебряным галуном ' с серебряными же когтями. При повседневной форме строевые чины носили белые лосинные чакчиры без всяких украшений и сапоги без обшивки, а офицеры вместо барсов такие же ментики, какие носили нижние чины, но с опушкой из белого лисьего меха, с серебряным прибором вместо гарусного и шапки с простым султаном без челенги и крыла. Подобно армейским гусарам, лейб-гусарские офицеры носили еще и венгерки из зеленого сукна с серебряным прибором и с красной подкладкой.