<=

ХОККУ ПИСАТЬ НЕ УМЕЮ Я?

Поговорим о японской литературе. Один из основных жанров японской поэзии — хокку, каждая строчка которого не имеет ни рифмы, ни ритма. Первая строчка имеет 5 слогов, вторая — 7, а третья — тоже 5. Хокку содержит глубокую мысль с намеком, и читатель, прочитав стихотворение, часто должен сам додуматься до нее. Чувства человека и его мысли в хокку выражаются через описание природы. 7а класс попытался написать стихи, подобные японским хокку, и ниже вы прочитаете и оцените эти произведения.

Две ученицы очень хотели соблюсти правила хокку. Ну-ка, подсчитайте количество слогов в каждой строчке.

На улице ночь,
Но в доме как днем светло,
Ведь есть в доме жизнь.

Это было произведение Оли Русиновой, а следующее принадлежит Свете Сандлер:

О, лети, лети,
Бабочка красивая,
Подруга моя.

Аня Румянцева призналась:

Хокку писать не умею я,
Поэтому пишу не очень красиво,
Но, может, это станет произведением искусства завтра?

Последняя строка оказалась очень длинной, но зато содержит философскую мысль. А есть такие товарищи, которые написали свои произведения не в жанре хокку, а скорей, в чукотском стиле, где основной принцип в том, что ты пишешь о том, что видишь. Таким человеком оказалась Вика Рабинович. Вот ее хокку:

В нашем классе
Есть девчонки,
Да и мальчишки.

Видимо, Вика писала свое хокку на перемене перед уроком литературы. Ее второй стих больше похож на хокку, благодаря третьей строчке:

Я, конечно,
И не писатель, и не поэт,
Но живу.

Вот очень интересное хокку Заиканова Вадика — оно содержит сравнение, которое сделает честь любому японцу:

Солнце светит, птицы поют,
И только ветер свищет в лесу.
Все как в душе — спокойно и тихо.

Интересно, поймете ли вы, к чему клонит Малинина Катя. Вот ее хокку:

Наша жизнь не в сказке,
Наша жизнь есть в жизни,
Так как…

А вот вздыхает Цыпин Денис:

Наступила осень,
Начались уроки —
Очень жаль…

Очень жаль, что Мише Жигуну не удалось передать стиль японского хокку, зато у него получилась почти сказка, а может, басня:

Однажды медведь пошел за медом храбро.
Нашел он пустой улей и наелся всласть,
Но вот вернулись пчелы, и убежал он оттуда во всю прыть трусливо.

Хорошо выразилась Соня Матвеева:

Вдруг вижу я синицу.
Откуда ты пришла?
Я не узнаю никогда.

Я не узнаю никогда, зачем Нинбургу Саше надо было делать вместо хокку рифмованный стих, но он сделал.

Иду я как-то раз домой,
Гляжу — а там городовой.
Решил я дать ему пинок,
А он мне врезал между глаз.

Стихотворение явно содержит какую-то заднюю мысль… А Дима Гуревич создал хокку ужасов:

Полночь — страшное время.
Просыпаются злые духи,
И мы их боимся.

Софа Колосова решила, что третья строчка хокку должна быть одним словом:

Ночь, тихо.
На свете никого.
Пустота.

Зима, снега.
Белый иней.
Тихо.

Подвиг Софы повторила и Марина Мошкова:

Сильный ветер,
Под крики птиц качаются деревья.
Красиво.

Настя Куркова вспомнила о друзьях:

Если друг в беде
И зовет, зовет друга,
Обычно друг идет.

У Мошковой Тани очень замысловатое хокку:

В небе черные тучи
Тут и там громоздятся,
Но средь них луч света.

Догадайтесь, на что намекает Маша Мейксина:

Птица летает.
Птица и человек.
Птица свободна.

А вот шедевр Игоря Стихарова. Почему шедевр? Потому что Игорь использовал превосходную игру слов:

Солнце ярко светит дню,
Луна и звезды ярко светят ночи,
А мне сегодня ничего не светит.

И это правда. В тот день перед уроком физики Игорю действительно ничего не светило. Но вот и подошел к концу наш обзор хокку, написанных 7а классом.


<=