*

Alma Mater...


**********

Воспоминания об Анне Ахматовой

Вереница четверостиший
Анна Ахматова ***
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово.

***
И слава лебедью плыла
Сквозь золотистый дым.
И ты, любовь, всегда была
Отчаяньем моим.

***
Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
Но, боже, как их замолчать заставить!

Фото ***
Когда я называю по привычке
Моих друзей ушедших имена,
Всегда на этой перекличке
Мне отвечает только тишина.

***
От странной лирики, где каждый шаг - секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава
По-видимому, мне спасенья нет.

***
И осталось из всего земного -
Только хлеб насущный твой,
Человека ласковое слово,
Чистый голос полевой.

"Бег времени"... Так назвала Анна Ахматова одну из последних книг. Быстро летят годы, и мне иногда кажется, что мои встречи с Ахматовой происходили в какой-то другой жизни. И тут же я осознаю, что это - дар судьбы. Частичку этого дара я вложила в сценарий ахматовского вечера, который мы с учащимися 9-х - 10-х классов приготовили и провели для сотрудников и учеников Международной школы в Фонтанном доме в 1994 году.

Я познакомилась с Анной Андреевной зимой 1960 года (я тогда только-только закончила университет). Она лежала в больнице им. В.И.Ленина после очередного инфаркта - в маленьком корпусе, что около Детской улицы, но в большой (на 6 человек) палате. Я навещала подругу, и та подвела меня к железной кровати, на которой полулежала Ахматова. Узнав, что я преподаю литературу в школе, она сразу спросила: "Вы по-прежнему ежегодно предаете меня анафеме?" Я сказала, что Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" и доклад Жданова теперь в школах не "проходят", и Анна Андреевна удовлетворенно вздохнула. Фото

Вообще-то Ахматова была человеком замкнутым и не очень легко принимала в свой круг незнакомых людей.. Времена тогда подошли хрущевские - "приличные", как она говорила, но опасения остались, и, как мы знаем, основания для них были: все могло повернуться вспять.

И все-таки, когда я прощалась, Анна Адреевна просила заходить, и я стала забегать к ней в больницу по нескольку раз в неделю. Она приветливо улыбалась, а я рассказывала ей о городских и особенно театральных событиях (мы тогда ходили на все просмотры и премьеры), об интересных журнальных публикациях.

Когда Анне Андреевне разрешили вставать, мы "бродили" с ней по больничному коридору или присаживались в холле, и она говорила, говорила - о Блоке, Гумилеве, Мандельштаме, о своем блистательном начале.

После того, как Анну Андреевну выписали из больницы, я по ее приглашению стала приходить к ней домой - в последнюю ее квартиру на улице Ленина. Она встречала меня величественно и очень милостиво. На ней было широкое темно-фиолетовое платье (к старости она стала грузной), иногда бусы, иногда шаль на плечах. Я писала под ее диктовку - она работала тогда над "Поэмой без героя" и статьями о Пушкине, отвечала на письма читателей - а Ахматова ставила внизу свое знаменитое большое, перечеркнутое волнистой линией. Фото

Но больше всего я любила минуты, когда Анна Андреевна усаживалась в кресло и низким, глубоким голосом неторопливо рассказывала о былом. Особенно много Ахматова работала (а я записывала) летом 1962 года, когда я жила с ней в ее "будке" - на даче в Комарово. Среди вещей, продиктованных Ахматовой, я записала и такое четверостишие:

Что войны, что чума? Конец им виден скорый;
Их приговор почти произнесен.
Нo как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен...

январь 1996 года

Лилия Николаевна Эрик (преподаватель литературы)


К пред. странице К содержанию К след. странице