* На стыке культур

Троицкие праздники.

  В четверг на шестой неделе после православной Пасхи, за полторы недели до Троицы, празднуется Вознесение Господне, когда Иисус Христос вознесся на небо, завершив свой путь Mессии. В канун Вознесения отмечали отдание Пасхи, когда в последний раз христосовались. После Вознесения "Христос воскрес" больше не использовали.
  Идея "восхождения", "подъятия ввысь" пронизывает всю обрядность этого праздника. На день Вознесения хозяйки пекли специальное фигурное печенье - "лестницы" в виде лепешек или пирогов с вылепленными сверху перекладинами. Известно, что в Рязанской губернии молодежь на Вознесение выходила в поле, прихватив с собою помимо "лестниц" немало всякой снеди. На меже расстилали платок и ставили на него "лесенки" друг на друга, придерживая их руками, а затем отпускали, так что "сооружение" разваливалось. На поле устраивали трапезу. После еды "лесенки" ломали и, разбросав по полю, принимались кататься по ржи, полагая, что от этого урожай будет лучше.
  Кое-где "лесенки" высоко подбрасывали, чтобы рожь выросла так же высоко. В некоторых местах пекли "лестнички" с семью перекладинами, что указывало на семь небес.
  С "лестничками" гадали. С ними залезали на колокольню, бросали их вниз, и если "лестница" разбивалась, то быть человеку после смерти в аду, а если оставалвсь цела, то - в раю.
  Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, совершается в честь Святой Троицы и в память о сошествии Святого Духа на апостолов. В день Святой Троицы храмы принято было украшать молодой зеленью, весь пол устилали ветками, травой и цветами, да и прихожане стояли во время службы с цветами и ветками в руках.
  Накануне Троицы, в субботу, парни и девушки отправлялись обычно в ближайший лес, откуда приносили охапки березовых веток: их втыкали в стены домов снаружи и изнутри, украшали ими заборы, ворота. Свежескошенной травой устилали в домах полы. Впоследствии по троицкой зелени, украшавшей на праздник дома, гадали о погоде предстоящего лета.
Рисунок

Рисунок Васильевой Наташи,
10-б класс

  Быстро увядающая зелень предвещала засушливое лето, и наоборот. В большинстве областей России основным эпизодом Троицы было "завивание" березки и связанный с ними обряд кумиления девушек. Накануне Троицы девушки шли к заранее намеченной березке, где они "завивали" деревце: плели из его веток венки прямо на дереве. Во многих областях России при первом посещении березки и завивании на ней венков девушки кумились между собой, как бы устанавливали на короткое время отношения посестримства. То есть покумлившиеся девушки называли друг друга "кумой", дружили и считались сестрами. Однако, часто через несколько дней (обычно на Троицу), когда девушки шли в лес "развивать" березку, они "раскумливались", то есть разрывали отношения посестринства. На Троицу при "развивании" березки девушки часто устраивали гулянья с хороводами и неизменной яичницей. В лучших своих нарядах они водили хороводы вокруг березки, иногда к ним присоединялись парни и взрослые женщины. После трапезы девушки закапывали в землю остатки яичницы (если березка росла около поля) и кидали ложками в дерево: чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж.
  На Руси Троица считалась одним из лучших праздников.

Гофман Станислав, 10-а класс


К пред. странице К содержанию К след. сранице