Alma mater
Поэт серебрянного века
Сергей Городецкий, 1916г. (фото из архива кинофотофонодокументов) |
Сергей Городецкий родился в Петербурге 5 января 1884 года. Поэт, переводчик, драматург, автор сборников стихов “Ярь”, “Дикая воля”, “Русь” и других. Один из первых сборников его назывался “Северное сияние”. Это название на обложке нашего журнала. Совпадение не случайно.
Сергей Городецкий некогда учился в 6-ой Петербургской гимназии, в здании которой располагается наша школа. Знать известных людей, учившихся в твоем родном учебном заведении - дело не лишнее, хотя бы для общего развития. К сожалению, мало воспоминаний о годах, проведенных Городецким в гимназии.
В автобиографии поэт упоминает об этом вскользь, уделяя одну страницу . Он пишет: ”Когда я был маленький я верил в бога, и поэтому, когда меня спрашивали, кем ты будешь, - я убежденно отвечал: ”Сначала действительным статским советником, а потом святым.” Учение в гимназии в Петербурге и два года - пятый и шестой классы в орловской гимназии утвердили это мое мировоззрение. Оно было потревожено в седьмом классе, когда я вернулся в 6-ю Петербургскую гимназию и когда законоучитель отец Андрей Ливашев перестал веровать в бога и его объявили сумасшедшим.”
В 1902 году Сергей Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Учился он хорошо, учиться нравилось, но желание получить от жизни все удовольствия сразу, помешало освоиться на научной почве. Имея предложения от множества кафедр остаться при университете, он даже не сдал государственный экзамен, потому что искал для себя другого пути.
В автобиографии он пишет: ”Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Не одного еще не догнал, но ни один еще от меня не убежал.”
В августе 1907 года Сергей был арестован за причастие к революционной деятельности и некоторое время содержался в петербургской политической тюрьме “Кресты”, где написал свой известный цикл стихов, под названием “Тюремные стихи”. В 1908 году женился на А.А.Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене. Поэт Мариенгоф писал: “Из всех петербуржцев только люблю Разумника Васильевича да Сережу Городецкого - даром, что его Нимфа самовар заставляла меня ставить и в мелочную лавку за нитками посылала. ”
Первые поэтические опыты Сергея Городецкого были сильно окрашены влиянием А. А. Блока, который был одним из первых его друзей. После двух лет безуспешных попыток напечатать свои стихи в петербургских журналах судьба Городецкого изменилась за один вечер. В январе 1906 он читал свои стихи в обществе литераторов, одним из слушателей Сергея оказался Валерий Яковлевич Брюсов. Молодой поэт его просто очаровал. Брюсов напечатал его стихи в петербургском журнале “Весы”, затем стал знакомить Городецкого с известными литераторами того времени. Поэт Шершеневич, писал о Городецком: “Поэтическая судьба неуравновешенного Городецкого была пестра. Его отличительной чертой было всегда делать не то, что надо.”
Первым литературным успехом Сергея Городецкого была книжка “Ярь”, вышедшая в декабре 1906 года. Она пользовалась огромным успехом у современной молодежи. Мариенгоф вспоминал: “Один Новый год мы встречали в Доме печати. Есенина упросили спеть литературные частушки, Василий Каменский взялся подыгрывать на тальянке. Наряду с частушками о Блоке, Брюсове и Маяковском, прозвучала частушка и о Городецком:
Сделал я свистулечку
Из ореха грецкого,
Нету яре и звончей
Песен Городецкого."
В стихах поэт создал образы, излучающие бурную радость. воплощающие красоту и мощь природы (цикл “Тар”, “Ярила”, “Валкаланда” и другие). Многоцветный, яркий, полуреальный образ Древней Руси в чем-то созвучен полотнам Кустодиева и Васнецова. Название сборнику дал цикл стихов “Ярь”, включающий в себя стихи “Рождество Ярилы”, “Ставят Ярилу,” “Славят Ярилу”, “Барыбу ищут “, “Встреча Ярилы с Перуном”, “Проводы”, “Перун”, “Стрибог”, “Морской горбыль”.
В 1907 году, выходит сборник “Перун”, в 1908 - “Дикая воля”. В них входит тема современного города, а поэтическими ориентирами Городецкого попеременно становятся Н. А. Некрасов и К. Д. Бальмонт. После выхода этих сборников Городецкий ищет путей возвращения в центр литературной жизни. Он увлекался “мистическим анархизмом”, “мифотворчеством” и “идолотворчеством”, никак не мог определиться, о чем ему писать. Брюсов по поводу этих и последующих его метаний говорил: “Он влюблен в жизнь и в свои ошибки, как бывают влюблены в 17 лет... Есть поэты, величина которых измеряется силой его достижений, а есть поэты, значение которых в искренности его заблуждений”.
В 1910 году выходит сборник “Русь”, где Городецкий отказывается от пафоса некрещеной Руси. “Народные выкрики” - тема этого сборника, предназначенного для народного чтения. О “Руси” Вяч. Иванов писал: “Ни народной музыки, ни народной молитвы, ни народной надежды нет.” В сборниках “Русь” (1910) и “Ива” (1913) центральной темой становится русская деревня, тяжелый быт крестян. Эти стихи уже лишены резкой контрастности и ослепительной яркости.
Да, бедна ты и убога,
И несчастна и темна,
Горемычная дорога
Все еще не пройдена.
Это строки из стихотворения “Русь”, открывающего одноименную книгу. В нее вошло пятьдесят “песен и дум”, развивающих ту же тему. Луначарский сказал: “У него начинают доминировать ноты, родственные Некрасову, - поэзия печальная, негодующая, в общем народническая, хотя она ближе к Некрасову произведений городских, чем к Некрасову деревни”.
Книга “Дикая воля” сопровождена эпиграфом:
Наша доля веять - волей
И в плену всегда томиться,
Враждовать со злом - неволей
И бескрылой птицей биться...
На смену символизму явился акмеизм, сложившийся как литературное течение к началу 1913 года. Годом раньше возник кружок “Цех поэтов”, подготовившей оформление акмеизма. Блок назвал “Цех поэтов” “Гумилевско - Городецким обществом”.
Отвергая приверженность символизма к мистике, акмеизм тяготел к “вещному”, материально-чувствительному изображению мира Акмеизм, так же как и символизм, не был единым и цельным течением. Он был представлен в сущности очень разными индивидуальностями. Гумилев и Городецкий, А. Ахматова и О. Мандельштам, М. Кузмин и М. Зенкевич.
Новая книга Городецкого - “Цветущий посох” - была книгой раздумий - о жизни, о поэзии, о себе.
Грянули годы первой мировой войны. Городецкого, как и многих других представителей интеллигенции, захватила волна казенного патриотизма. Он воспринимал эту войну как некую великую очистительную бурю, из которой Россия выйдет оздоровленной. Появляется сборник стихов “Четырнадцатый год”.
Октябрь 1917 года застал поэта на Кавказе. Это время мучительной переоценки ценностей. В 1917 -1919 года он работает над критическими статьями о Горьком, Короленко, Тургеневе, Репине, редактирует журнал “Арс” (“Искусство”), издававшийся в Тифлисе и создает местный “Цех поэтов”. Несколько позже вместе с П.Д.Меркуровым, братом известного скульптора, организовал журнал “Нарт”. Это было веселое сатирическое издание, на страницах которого печатались острые материалы.
В 1921 году Городецкий переехал в Москву, где стал работать в литературном отделе газеты “Известия” и руководил литчастью Театра революции.
В поэзию Городецкого постепенно входит большая социальная тема. Впечатление тех лет отразились в стихотворениях, составивших сборники “Серп”(1921) и “Миролом”(1923). В 1928 году на страницах журнала “Красная нива” появилась поэма “Красный Питер”, написанная с явной оглядкой на “Двенадцать”. В 1929 году Городецкий выпустил новую книгу, знаменательно озаглавленую - “Грань”.
В 30-х годах наступила известная пауза в развитии Городецкого. Все меньше писались стихи, преобладать стали переводы и другие формы литературной работы. В это время была написана лирическая поэма “Три сына”, впервые опубликованная лишь в 1956 году. Здесь рассказана печальная история о старом фине Илоне и его трех сыновьях - история обманутых надежд и утраченных иллюзий.
Следует отметить, что еще в 10-е годы поэт выпустил ряд книжек для детей младшего возраста: “Федька - Чурбан”, “Царевна - сластена”, “Ау”, “Мика - летунок”. Эту традицию с еще большим успехом продолжает он после революции - в книжках “Хозяйка - лентяйка”(1923), “Крылатый почтальон”(1923), “Веснушки Ванюшки”(1924), “Лети, лето”(1924). Легко, весело, непринужденно беседует писатель со своими юными читателями.
Творчество Городецкого многогранно. Он работал не только в поэзии, но выступал и как прозаик. В этом жанре он нам известен по сборникам рассказов “Сады Семирамиды” и “Алый смерч”, и по повестям “Сутуловское гнездо” и “Адам”.
Наконец нельзя не отметить важной страницы в биографии поэта , связанная с деятельностью в той области театрального творчества, к которой относится искусство оперной драматургии. Городецкого можно назвать одним из немногих в нашей советской литературе профессиональных мастеров оперного либретто. В 1924 году А. В. Луначарский привлек его к работе в Большом театре. Поэт сделал новые переводы либретто классических опер “Фиделио”, “Лоэнгрин” и “Иван Сусанин” (1937 - 1944).
Сергей Городецкий умер в июне 1967 года, восьмидесяти трех с лишним лет. И до последних дней своей жизни он сохранил в себе то страстное отношение к жизни и слову, какое обычно свойственно художнику в пору яркого горения его творческих сил.
Якунина Татьяна, 11-б класс