Alma Mater
"Польза от соприкосновения с ним была огромная"
(C.С.Прокофьев)
Имя композитора Николая Николаевича Черепнина известно в широких кругах музыкантов и любителей музыки. Начав свой творческий путь в конце 19 века, он стал носителем и распространителем новых идей своего времени.
Н.Н.Черепнин (1873-1945). Фотография из архива кинофотодокументов |
Н.Н.Черепнин родился в мае 1873г. в семье петербургского врача. Поступив в нашу школу, тогда - Шестую гимназию Санкт-Петербурга, будущий композитор имел все условия для развития своего таланта. "Гимназия, в которую я поступил, - писал впоследствии Черепнин в книге воспоминаний "Жизнь музыканта", - считалась "министерской", т.к. она помещалась в здании министерства народного просвещения на Фонтанке, близ Чернышева моста, и была, так сказать, под ближайшим наблюдением высшего начальства. Так мы частенько удостаивались посещения министра Делянова.
Историей и географией я занимался охотно, особенно последней, руководимой замечательным географом и превосходным педагогом Иваном Петровичем Поддубным. Говоря вообще, наши преподаватели были люди воспитанные, доброжелательные и отнюдь не злые. Некоторых из них мы больше любили, как, например, Поддубного, или нашего классного наставника, молодого латиниста Михаила Александровича Георгиевского, другие менее овладели нашим вниманием и симпатией, но все они были люди долга, весьма сведущие в своей специальности и пользовались нашим уважением.
Особое и весьма почетное положение в гимназии занимали старшие по годам службы и по возрасту преподаватели, братья Петровы. Один из них, Леонид Петрович, был нашим законоучителем, а другой, Константин Петрович, преподавал русскую словесность. Инспектором классов был у нас один из математиков, Иван Павлович Зеленин...
А.Павлова и В.Нижинский в балете Черепнина "Павильон Армиды".
Фото из архива Театрального музея.
Во время моего пребывания в гимназии пост директора занимал Михаил Васильевич Пустонский, человек очень добрый, приветливый и мягкий в обращении, а за его кончиной управление гимназией перешло к Дмитрию Николаевичу Соловьеву. Наш новый директор, прекрасный музыкант, ревностно насаждал музыкальное искусство во вверенной ему гимназии. Он был известен как духовный композитор и был автором многих весьма популярных церковных песнопений. Дмитрий Николаевич ввел у нас ежедневное исполнение хором молитвенных песнопений перед началом учения (на котором он всегда присутствовал), происходившее в актовом зале. Пели хором все воспитанники (около 600). Управлял хором также один из воспитанников. Я часто и с большой охотой исполнял эти первые в моей жизни хормейстерские обязанности. Для церковного богослужебного пения был образован из воспитанников особый хор, под руководством очень хорошего регента. Репертуар нашего "светского" хорового пения очень увеличился и стал более интересным в музыкальном отношении и более русским. В него входили также сделанные Дмитрием Николаевичем, прекрасно звучавшие переложения для хора. Сверх того Дмитрий Николаевич организовал у нас и ученический оркестр, к которому были привлечены все воспитанники, играющие на каких-либо оркестровых инструментах. Организация всего оркестрового дела и заведование им было поручено маститому органисту Мариинского театра, профессору Воячеку...
Будничная жизнь оркестра, его рядовые сыгровки лежали уже на нашей ответственности, в частности, и на моей, как постоянного исполнителя партии фортепиано, которому в этих переложениях было отведено немалое место. Отсюда было уже недалеко до управления всем ансамблем, которое явилось для меня первым дирижерским опытом.
Оглядываясь на мои гимназические годы, вспоминаю их с благодарностью. Приобщив меня к основам классического образования и открыв передо мною двери университета, гимназия дала мне немало в музыкальном отношении и утвердила меня окончательно в намерении стать музыкантом по профессии."
Первые такты к балету "Нарцисс"
Однако отец Черепнина настоял на том, чтобы юноша сначала окончил университет. И получив звание кандидата прав, Черепнин поступает в консерваторию. Его первыми наставниками были В.Демянский, К.Зике, Воячек. Римский-Корсаков высоко ценил композитора и сулил ему большое будущее. Действительно, уже после исполнения его первых произведений послышались одобрения слушателей и критики. Черепнин стал известен в России и за рубежом. Его знали не только как композитора, но и как дирижёра и новаторского склада педагога. Из дирижерского и оркестрового классов Черепнина вышли многие выдающиеся представители музыки 20 в.: С.Прокофьев, Ю.Шапорин, Н.Малько, М.Бихтер и др. Черепнин был постоянным участником Русских симфонических концертов, выступал в концертах Русского музыкального общества, а затем и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Памятные страницы вписал Черепнин и в историю прославленных "Русских сезонов". По своим убеждениям композитор не был революционером, но, воспитанный в традициях русского демократического искусства, он по-своему, в романтическом духе воспринял и воплотил идеи протеста против политического и духовного гнёта в царской России.
Титульный лист нотного издания балета "Нарцисс"
В лучших, наиболее зрелых произведениях Черепнина - оркестровом прелюде "Принцесса Грёза", симфонических поэмах "Зачарованное царство", "Из края в край", балетах "Павильон Армиды", "Нарцисс и Эхо", вокальных "Фейных сказках", романсах на стихи Тютчева - художественное кредо композитора выраженно ясно и полно. Герой его произведений - певец красоты, мечтатель и идеалист.
Эскиз декорации к балету "Павильон Армиды".
О том, что счастье быстротечно, всего лишь мираж, говорилось в балете "Павильон Армиды", который композитор создал в содружестве со столь выдающимися представителями русского искусства, как А.Бенуа - декоратор и автор сценария спектакля, А.Павлова - исполнительница роли Армиды и М.Фокин - хореограф. В этом произведении, как и во многих других творениях того времени, главенствует тема "двоемирия" - сочетание мира реального, в котором не всегда есть место красоте и свободе, и мира идеала и мечты.
Творчество Черепнина - одна из интересных и не до конца прочитанных страниц в истории русской музыки. Лучшие его произведения не утратили своего значения для современного искусства.
Куркина Настя, 10-б класс