На стыке культур
Теодор Герцль - основоположник сионистского движения
В новой истории еврейского народа трудно отыскать фигуру более знаменитую и парадоксальную, чем Теодор Герцль. Этот основатель сионизма кажется самим воплощением ассимилированного еврея, космополита, отвернувшегося от еврейской культуры.
Теодор, или Тевадар, Герцль родился в Венгрии в 1860-ом году, образование получил в Австрии, его воззрения, в том числе и политические, сформировались во Франции, что же до его литературных амбиций, как и, впрочем, довольно скромных достижений в качестве модного драматурга и журналиста - то все они связаны были с немецкоязычной прослойкой Центральной Европы. Умер же он в Австрии в 1904 году, 44-х лет от роду. А его общественная деятельность длилась едва 8 лет.
Каковы же достижения этих восьми лет? И по сей день они являются предметом сомнений и споров. Но одно ясно - Герцль почти единолично, чуть ли не голыми руками совершил колоссальный переворот в еврейской истории, и заключался этот переворот в том, что евреи Восточной Европы поверили в возможность возрождения Израиля.
Взгляд Герцля на еврейский вопрос можно свести к пяти пунктам:
Первое: общее развитие свободного демократического общества в Европе вряд ли отменит бедственность нравственного и материального положения еврейства.
Второе: корень еврейского вопроса и всех вытекающих отсюда опасностей и унижений - лежит в самом состоянии изгнания, то есть, в отсутствии национальной автономии, основанной территориально-политической базе.
Третье: это унижение и эта опасность стали уже нестерпимыми, и вся проблема в целом требует безотлагательного разрешения.
Четвертое: только обретение территориальной базы и преображение еврейства - не просто облегчение его тягот, но полное нравственное и культурное восстановление еврейского народа как целого, особенно в глазах других.
И пятое, решающее: лищь евреи сами, собственными усилиями, мобилизацией своей энергии и ресурсов способны выработать собственное решение собственной проблемы.
Но важнее всего была неколебимая уверенность Герцля, что евреи, если они хотят обрести свободу и достоинство, должны обрести сперва твердый политический статус. Если в ближайшем будущем невозможно достичь создания независимого государства - то можно удовлетвориться пока автономной областью или какой-либо другой системой внутреннего, но международно признанного самоуправления - на определенной территории, выделенной евреям для этой цели. Согласиться на меньшее значило просто перебраться из одной страны изгнания в другую.. Это Герцль четко и ясно проявил в своем подходе к проблемам еврейства. И в этом его истинные последователи были заодно. Это - и не только для граждан Израиля - стало непреходящим достижением сионизма.
Некрич Артем, 11-а класс