Все то чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, свой переживший век
Почти умеет пользоваться речью...
С.Маршак
Что же это за дом? Его называют "Дом Кочневой", реже "Дом Ильиных-Кочневых". Второе название отражает историю владения домом.
В начале XIX века участком на набережной Фонтанки в квартале между Невским проспектом и Чернышевой площадью владели наследники богатого купца Фёдора Ильина, которые и начали в 1805 году постройку существующего дома. Если внимательно посмотреть на верхнюю часть деревянных ворот дома (на фрамугу), то можно увидеть монограмму с заглавной буквой фамилии Ильиных - "И".
Кому поручено было строительство дома? Сохранился уникальный документ - книга под названием "Записка на покупку разного звания материалов к строению дома в 3-ей Адмиралтейской части с 1805 года". В этой книге велась ежедневная запись расходов на строительство дома с начала его постройки в 1805 году до полного завершения отделки в 1808 году. Здесь же указаны имена тех, кто принимал непосредственное участие в строительстве дома. Среди них был известный зодчий русского классицизма Луиджи Руска.
Луиджи Руска (Аллоизий Иванович) был придворным архитектором. Созданные им комплексы военного назначения - казармы Кавалергардского, Гренадерского и Измайловского полков - сыграли важную роль в формировании ансамблевой застройки города, предвосхитив появление ансамблей К.И.Росси и В.П.Стасова. В 1817-1818 г.г. по проекту Луиджи Руска была построена каменная церковь на углу Шпалерной и Чернышевской улиц и освещена во имя Божьей Матери "Всех скорбящих радости". Моим бывшим сокурсникам это место хорошо известно. И среди этих построек - дом на набережной Фонтанки, построенный по заказу частного лица - купца Ильина. Выполнение заказов для владельцев среднего сословия было для Руска явлением нечастым. Но оно становится показателем времени: запросы купечества выросли настолько, что они стремятся достигнуть некоего "аристократического уровня". Вот почему интересы купца Ильина совпали с интересами зодчего Руска. Он, приверженец "законов простоты и строгости", считающий барокко "дурным вкусом", берётся выполнить заказ в "высоком" стиле классицизма для петербургского обывателя, имеющего деньги и желающего жить не хуже знати.
В зеркальной гостинной тишина... |
Исходя из условий участка Л.Руска придал плану дома форму в виде буквы "Г". Фасад дома выходит на набережную Фонтанки, а к нему прилегает узкий и длинный флигель. Дом трёхэтажный. Верхние два этажа предназначались для хозяев, а первый этаж и флигель использовались как служебные помещения и комнаты для сдачи в наем.
Облик дома скромен, но своеобразная композиция и классическая строгость пропорций придают ему неповторимый вид.
Переступив порог дома, вы сразу почувствуете разницу между внешним "скромным" видом и внутренней изысканностью дома. Великолепная широкая парадная лестница, каминный зал (его называют ещё зеркальной гостиной), кабинет, домашний театр и другие комнаты дома украшены живописью, барельефными композициями, резными каминами. Всё это не может не произвести впечатления. Ведь и здесь под руководством Л.Руска работали такие мастера, как скульптор Иван Теребенев, известный нам главным образом по работам, украшающим здание Адмиралтейства; живописец Джованни Скотти, который под руководством же Л.Руска отделывал покои Константина Павловича в Зимнем дворце в 1814 году, работал в Таврическом и других дворцах; бронзовых дел мастер Шрейбер (две люстры, выполненные по его эскизу в виде глобуса и с изображением Гермеса для дома Ильиных, ныне украшают залы Академии Наук).
Дом на Фонтанке,41 в справочной литературе называют "Домом Кочневой" по фамилии его последних владельцев - Кочневых. Дело в том, что в 1889 году Ильины продали дом Кочневой Ольге Александровне, оговорив себе по контракту право оставить для своего жительства третий этаж. И всё же имя дома связывают с именем дочери Ольги Александровны - Нины Павловны Кочневой, которой не суждено было стать официальной владелицей дома. Она вошла в историю русской науки. Н.П.Кочнева была выдающимся учёным, всю свою жизнь проработала в Институте Эксперементальной медицины (на Петроградской стороне), опубликовавшей более 100 научных работ, которые не утратили своей актуальности по сей день. Осенью 1994 года в Петербурге проходил Международный медицинский симпозиум, посвященный в том числе и работам Н.П.Кочневой. И сейчас профессор Голиков собирается писать книгу о Н.П.Кочневой и пригласил к сотрудничеству в работе над этой книгой племянницу Н.П.Кочневой - Наталью Георгиевну Гаврилову.
Всех, кто желает познакомиться с историей дома, "пережившего свой век", встретиться с потомками рода Кочневых, живущими ныне в Петербурге, открыть еще одну страницу истории нашего города приглашаем в Дом Кочневой. Встречи для Вас проводит литературовед Анна Лазаревна Погосова. Приглашаем всех желающих на концерты в литературном салоне и домашнем театре "Дома Кочневых".
Пастушенко Т.П.