Alma Mater
Из традиций 6-ой гимназии
Многим ученикам кажется, что правила нашей школы слишком строгие. Но когда они прочтут правила для учеников Шестой С.-Петербургской Гимназии, возможно, они изменят свое мнение.
Для начала ознакомьтесь с распорядком дня, рекомендуемым гимназистам. Может, кто-нибудь решится последовать ему? Итак, ученикам следовало:
- вставать в 6 часов утра, ложась спать в 10 часов вечера, так чтобы для сна было не более и не менее восьми часов;
- заниматься приготовлением уроков с половины седьмого утра(!), до времени, когда понадобится идти в Гимназию, чтобы прибыть в нее вовремя;
- необходимо избегать в учебные дни развлечений и увеселений, особенно же в ущерб времени, назначенному для сна и для приготовления уроков;
- посещения театров в учебное время должны были быть как можно реже; посещать же клубы, трактиры, кофейни, кондитерские и различные увеселительные заведения с платой за вход ученикам вообще строжайше запрещалось.
Сомневаемся, что ваш распорядок дня хоть отдаленно напоминает сей.
А теперь перейдем непосредственно к правилам.
1) Ученик, не явившийся в Гимназию в течение двух недель без заявления о причине пропуска уроков, будет считаться выбывшим из Гимназии. Он может быть принят вновь, лишь сдав экзамены по некоторым предметам. (Наши же прогульщики, которых, правда, очень мало, отделываются строгим выговором директора или вызовом родителей в школу.)
2) По окончании уроков ученик не должен был уходить из Гимназии, не получив на то личного разрешения Директора. Затем он отдавал разрешение с означением часа выхода его из Гимназии швейцару.
На следующий день гимназист предъявит в своем дневнике отметку часа, когда он вернулся домой. (Вряд ли современный ученик жаждет такого контроля над своими действиями.)
3) Во время уроков гимназисты обязаны были сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь и отнюдь не производя какого-либо шума, не прерывая объяснений преподавателя замечаниями и вопросами.
Ученики должны были давать учителю даже самый короткий ответ не иначе, как вставая и держась прямо. (Представьте, каково было бедным гимназистам просидеть в таких условиях не один урок!)
4) Выходить из класса учащиеся должны были в надлежащем порядке после приглашения к тому преподавателя. (Сравните с толпой учеников, пытающихся первыми протиснуться в двери и жаждущих первыми очутиться в столовой.)
5) Строжайше преследовалось употребление учениками в разговоре неприличных слов и выражений и подстрекательство товарищей к различным беспорядкам. В этих случаях виновные могли подвергнуться немедленному исключению из учебного заведения. (Без комментариев.)
Несмотря на такие довольно-таки строгие правила, учащиеся любили Гимназию делали все возможное для ее улучшения.
Ну а теперь о самом насущном. Не только мы, но и гимназисты должны были быть всегда в “одежде установленной формы”. Ученики Гимназии носили полукафтаны, застегнутые на все пуговицы и кепи (ношение суконной фуражки запрещалось). Гимназисты всегда должны были носить за спиной ранец. В летнее время (с 1.05 по 1.09) дозволялось носить парусинные блузы с черным ременным кушаком, парусинные брюки и вместо кепи белые фуражки из полотна с установленными буквами. Ношение тросточек, хлыстов, палочек строго воспрещалось в любое время года.
О форме для девочек (но, правда, они не учились в 6 С-Петербургской Гимназии) можно узнать из стихотворения гимназиста. Оно, кстати, было помещено в номере журнала “Северное Сияние” за 1913 год:
Хороша, как первоцвет весенний,
Бел передник и темнеет платье.(!)
О, она значительным умеет
Сделать краткое рукопожатье.
Как вы увидели, и правила для учеников, и форма отличаются от современных. Благодаря такой строгой дисциплине большинство учеников учились очень хорошо.
Остается только сказать o tempora, o mores! Вы с нами не согласны?
Ольга Эпштейн, Тамара Яковлева, 10-б класс