На базе еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» им. Леви-Ицхака Шнеерсона и центра ОРТ прошла Вторая Международная олимпиада по робототехнике среди учащихся школ, связанных с ОРТ в СНГ.
В олимпиаде приняло участие 28 учеников из 10 школ четырех государств. Естественно, это были лучшие из лучших, прошедшие отбор и готовые показать себя с лучшей стороны в очень непростых состязаниях. Ребята приехали вместе со своими преподавателями, которые принимали участие в конкурсе «Учитель года 2010», и одним из критериев для присвоения столь почетного звания был успех учеников на олимпиаде.
После краткого и неформального открытия начался первый конкурс – творческий. Он был весьма сложным, но и интересным, так как это было домашнее задание и дети должны были создать и привезти робота, который бы на ватмане мог написать "ОРТ 130 лет". Конструкции просто поражали своей сложностью и разнообразием, и жюри особо отметило свое восхищение смекалкой учеников. К наиболее интересным работам были отнесены «роботы-сканеры» (этот вариант разрабатывали в Днепропетровске и Одессе), «робот, держащий маркер» (по этому пути пошли команды Санкт-Петербурга и Казани), а победителем в творческом конкурсе стала команда из Кишинэу, Молдова.
Далее состязания проходили в двух лигах – младшей и старшей, и каждая команда состояла из «Конструктора» и «Программиста». Как объяснила нам Сюзанна Хачатрян, директор днепропетровского ОРТ: «Задача конструктора – собрать из набора LEGO Mindstorms NXT конструкцию, а программисту создать для неё соответствующую программу. От конструктора зависела работоспособность конструкции, её инженерные особенности, а от программиста – её «мыслительные особенности». Ведь робот должен был преодолевать препятствия, трассы, вытолкнуть банки без участия человека. Каждая конструкция была оснащена специальными датчиками, которые и заменяли роботу тех пяти органов чувств, которые есть у человека. Например, с помощью звукового датчика робот определял направление, в котором ему нужно двигаться, где нет препятствий. С помощью датчика света преодолевал выложенную трассу. Одна ошибка программиста - и робот легко теряет ориентацию, может сбиться с дистанции и не доехать до финиша».
Всего конкурсов было четыре, упоминавшийся Сюзанной Хачатрян «танки-банки», а также «триатлон», «лабиринт» и «сумо». Непросто было конструировать столь совершенных роботов, которые могли бы справиться с такими задачами и не сойти с дистанции, а тем более одержать верх над соперниками.
Победителями в обеих возрастных группах стали школьники из города Одесса (Украина), второе место, также в обеих возрастных группах, заняли дети из Санкт-Петербурга (Россия), а вот третье место «разъехалось» в разные города – младшая группа увезет приз в Запорожье, а старшая – в Москву (кстати, в московской команде участвовала единственная представительница прекрасного пола, Валерия Бокман. Столь вопиющая гендерная дисгармония заставила жюри выдвинуть инициативу о проведении специальной олимпиады для девочек).
В конкурсе же «Учитель года 2010» был обмен педагогическим опытом, презентации, открытые уроки и тому подобное, как и положено в подобных состязаниях. Но с учетом результатов, которые в это время демонстрировали юные создатели роботов, его результаты были предопределены: I место и звание «Учитель года ОРТ 2010» получил Игорь Кот из Одессы, а утешительные места на пьедестале заняли Ольга Тузова из Санкт-Петербурга и Марина Гезалова из Запорожья.
==================
К сказанному добавим, что нашу школу представляли в старшей лиге Марголин Алексей и Шатунов Леонид, а в младшей - Шмелев Клим и Шубин Григорий.
В следующем году планируется провести очередную, уже 3-ю олимпиаду. Соперники станут еще сильнее, еще искуснее. Не стоит откладывать подготовку к новым испытаниям.
Фотоальбомы с соревнований можно посмотреть здесь: