|
С древнейших времен человек стремился к красоте. Когда он строил жилище, шил одежду, мастерил предметы быта, то заботился не только об их функциональности. Эстетическая сторона занимала его в равной степени. Еще в I-м веке до н. э. великий древнеримский теоретик зодчества Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность — польза — красота». Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церкви Покрова на Нерли, маленькой (высота от основания до маковки — 24 метра), почти лишенной украшений, с простыми архитектурными формами? Построенная в 1165 году, она не потеряла своей привлекательности. Где кроется секрет красоты египетских пирамид, древнегреческого храма Парфенон, старой русской церкви Покрова на Нерли, Смольного собора в Петербурге, собора Парижской Богоматери в Париже? Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…» Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи. Древнеегипетские пирамиды «Пирамида это не только количество труда, ошеломляющее зрителя, но и проблема искусства, проблема образа, который заключен в наклоне ребра пирамиды, ибо именно ребра пирамид рисуют на фоне неба силуэт пирамид с любой точки зрения и при любой дальности. Эмоциональное воздействие пирамиды определено и ее масштабом, и наклоном ребра» (И. Шевелев. «Принципы пропорции»). Именно наклон граней и поверхности по отношению к основанию, а также к диагонали основания создает гармоничное отношение и пропорцию золотого сечения. Стороны основания пирамиды Хеопса до потери облицовки составляли 234,4 м, а общепринятая высота 146 м. Определив их соотношение, убедимся, что оно равно 1,6, т.е. «золотому сечению» (точное значение 1,618 ). Исследователи считают, что строителям пирамид было известно Золотое сечение. Это подтверждают находки археологов. В начале XX в. в Саккаре археологи вскрыли склеп древнеегипетского зодчего Хесира. В камере помещались 11 деревянных досок-панелей, исполненных рукой безупречного мастера. На двух из них изображены фигуры самого мастера. Установлено, что прямоугольник, в который вписана фигура зодчего — прямоугольник Золотого сечения. В руках у Хесира, помимо прибора для письма, изображены два жезла — два эталона меры. В результате геометрического анализа было установлено, что большой и малый жезлы в руках зодчего имеют отношение, связанное с Золотым сечением. По материалам сайта: «К. Агабеков. Глобальный язык архитектуры», www.archjournal.ru/rus/1%20(29)%202003/global%20arch.htm Анализ архитектурных сооружений с помощью программы PhiMatrix
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… |
Зачетная работа команды 4219 (школа 550, Санкт-Петербург)
Роботландского Университета, 2007 год.
Пишите нам: team550@mail.ru