|
Цитата из книги
Наверное, многие читали книгу Дэна Брауна «Код да Винчи», еще
больше — слышали о ней. Мы не будем здесь обсуждать достоинства и
недостатки книги, достоверность и недостоверность приведенных исторических
фактов. Но то, о чем говорится на нашем сайте, эмоционально и ярко описано
в 20-й главе, где главный герой доктор Лэнгдон вспоминает свою лекцию о
Золотом сечении.
Приведем цитату из этой главы (Дэн Браун, Код да Винчи,
издательство Матадор, Москва, 2005 г.).
Мысленно он перенесся в Гарвард, увидел себя перед аудиторией.
Вот он поворачивается к доске, где мелом выведена тема «Символизм в
искусстве». И пишет под ней свое любимое число: 1,618.
А затем оборачивается и ловит любопытные взгляды студентов.
— Кто скажет мне, что это за число?
Сидящий в последнем ряду длинноногий математик Стетнер поднимает руку.
— Это число PHI. — Произносит он его как
«фи-и».
— Молодец, Стетнер, — говорит Лэнгдон. —
Итак, прошу познакомиться, число PHI.
— И не следует путать его с «пи», —
с ухмылкой добавляет Стетнер. — Как говорят у нас, математиков,
буква «Н» делает его гораздо круче!
Лэнгдон смеется, но, похоже, никто другой не оценил шутки.
Стетнер опускается на скамью.
— Число PHI, — продолжает Лэнгдон, — равное
одной целой шестистам восемнадцати тысячным, является самым важным и значимым
числом в изобразительном искусстве. Кто скажет мне — почему?
Стетнер и тут не упускает случая пошутить:
— Потому, что оно такое красивое, да? Аудитория разражается смехом.
— Как ни странно, — говорит Лэнгдон, — но
Стетнер снова прав. Число PHI, по всеобщему мнению, признано самым красивым
во вселенной.
Смех стихает, Стетнер явно торжествует. Лэнгдон готовит проектор для слайдов
и объясняет, что число PHI получено из последовательности Фибоначчи,
математической прогрессии, известной не только тем, что сумма двух соседних
чисел в ней равна последующему числу, но и потому, что частное двух
соседствующих чисел обладает уникальным свойством — приближенностью
к числу 1, 618, то есть к числу PHI!
И далее Лэнгдон объясняет, что, несмотря на почти мистическое происхождение,
число PHI сыграло по-своему уникальную роль. Роль кирпичика в фундаменте
построения всего живого на земле. Все растения, животные и даже человеческие
существа наделены физическими пропорциями, приблизительно равными корню от
соотношения числа PHI к 1.
— Эта вездесущность PHI в природе, — продолжает
Лэнгдон
и выключает свет в аудитории, — указывает на связь всех живых
существ. Раньше считали, что число PHI было предопределено Творцом вселенной.
Ученые древности называли одну целую шестьсот восемнадцать тысячных
«божественной пропорцией».
— Подождите, — говорит молодая девушка, сидящая в
первом ряду, — я учусь на последнем курсе биологического факультета.
И лично мне никогда не доводилось наблюдать «божественной пропорции»
в живой природе. — Нет? — усмехнулся Лэнгдон.
— Даже при изучении взаимоотношений мужских и женских особей в
пчелином рое?
— Само собой. Ведь там женские особи численно всегда намного
превосходят мужские.
— Правильно. А известно ли вам, что если в любом на свете улье
разделить число женских особей на число мужских, то вы всегда получите одно и
то же число?
— Разве?
— Да, представьте. Число PHI. Девушка раскрывает рот:
— БЫТЬ ТОГО НЕ МОЖЕТ!
— Очень даже может! — парирует Лэнгдон.
Улыбается и вставляет в аппарат слайд с изображением спиралеобразной морской
раковины. — Узнаете?
— Это наутилус, — отвечает студентка. —
Головоногий моллюск, известен тем, что закачивает газ в раковину для достижения
плавучести.
Лэнгдон кивает:
— Правильно. А теперь попробуйте догадаться, каково соотношение
диаметра каждого витка спирали к следующему?
Девушка неуверенно разглядывает изображение спиралеобразной раковины моллюска.
Лэнгдон кивает:
— Да, да. Именно. PHI. Божественная пропорция. Одна целая
шестьсот восемнадцать тысячных к одному.
Девушка изумленно округляет глаза.
Лэнгдон переходит к следующему слайду, крупному плану цветка подсолнечника
со зрелыми семенами.
— Семена подсолнечника располагаются по спиралям, против
часовой стрелки. Догадайтесь, каково соотношение диаметра каждой из спиралей
к диаметру следующей?
— PHI? — хором спрашивают студенты.
— Точно! — И Лэнгдон начинает демонстрировать один
слайд за другим — спиралеобразно закрученные листья початка
кукурузы, расположение листьев на стеблях растений, сегментационные части тел
насекомых. И все они в строении своем послушно следуют закону
«божественной пропорции».
— Поразительно! — восклицает кто-то из студентов.
На протяжении следующего получаса Лэнгдон показывает студентам слайды с
произведениями Микеланджело, Альбрехта Дюрера, да Винчи и многих других
художников и доказывает, что каждый из них строго следовал
«божественным пропорциям» в построении своих композиций.
Лэнгдон демонстрирует наличие магического числа и в архитектуре, в пропорциях
греческого Парфенона, пирамид Египта, даже здания ООН в Нью-Йорке. PHI
проявлялось в строго организованных структурах моцартовских сонат, в Пятой
симфонии Бетховена, а также в произведениях Бартока, Дебюсси и Шуберта. Число
PHI, говорит им Лэнгдон, использовал в расчетах даже Страдивари, при создании
своей уникальной скрипки.
— А в заключение, — подводит итог Лэнгдон и подходит
к доске, — снова вернемся к символам. — Берет мел и
рисует пять пересекающихся линий, изображая пятиконечную звезду. —
Этот символ является одним из самых могущественных образов, с которым вам
надлежит ознакомиться в этом семестре. Он известен под названием пентаграмма,
или пентакл, как называли его древние. И на протяжении многих веков и во многих
культурах символ этот считался одновременно божественным и магическим. Кто
может сказать мне — почему?
Стетнер, математик, первым поднимает руку:
— Потому что, когда вы рисуете пентаграмму, линии автоматически
делятся на сегменты, соответствующие «божественной пропорции».
Лэнгдон одобрительно кивает:
— Молодец. Да, соотношение линейных сегментов в пятиконечной
звезде всегда равно числу PHI, что превращает этот символ в наивысшее выражение
«божественной пропорции». Именно по этой причине пятиконечная звезда
всегда была символом красоты и совершенства и ассоциировалась с богиней и
священным женским началом.
Все девушки в аудитории улыбаются.
Наверх
|